[vc_row][vc_column][vc_single_image image=»526″ img_size=»full»][vc_custom_heading text=»Концепция Плюса» font_container=»tag:h2|text_align:center» use_theme_fonts=»yes» css=».vc_custom_1482775673068{border-top-width: 0px !important;border-right-width: 2px !important;border-bottom-width: 2px !important;border-left-width: 2px !important;padding-top: 7px !important;padding-right: 7px !important;padding-bottom: 7px !important;padding-left: 7px !important;background-color: #ffffff !important;border-left-color: rgba(16,56,102,0.55) !important;border-left-style: solid !important;border-right-color: rgba(16,56,102,0.55) !important;border-right-style: solid !important;border-top-color: rgba(16,56,102,0.55) !important;border-top-style: solid !important;border-bottom-color: rgba(16,56,102,0.55) !important;border-bottom-style: solid !important;border-radius: 10px !important;}»][vc_separator color=»white» style=»dotted» border_width=»3″][vc_column_text]

В настоящее время невозможно представить какое-либо произведение
искусства, научное открытие, изобретение и т.п. без автора.
Всё новое, творимое, создаваемое, обозначается как достояние
соответствующего автора, как его личная заслуга. А каждое творение, так
или иначе, сопровождается фамилией или псевдонимом его автора.

Казалось бы, в этих утверждениях нет ничего нового, и для нынешнего времени это действительно так. Но вопрос авторства не так прост и не столь однозначен, как это может показаться на первый взгляд. Данный текст не направлен на то, чтобы поставить под сомнение чьи-либо заслуги, но он призван прояснить само понятие авторства, правильно расставить акценты и углубить ваше понимание, как темы авторства, так и творчества в целом.

Начнём с того, что я, пишущий этот текст — тоже автор (неважно чего именно, как минимум — этого текста). И у меня тоже есть такой псевдоним: «Рел+» ( «рел плюс» ). С первой частью наверняка всё ясно. Рел — это имя, или собственно, сам псевдоним. Но что такое «+», что означает приставка «плюс»? Рел плюс что?..

На самом деле этот «+» не случаен. Это сделано не «для красоты», и это не дань какой-нибудь моде — в этом есть определённый смысл. И этот смысл выходит далеко за рамки только моего «личного» псевдонима или чего-то, относящегося только к одному человеку. Моё применение его — лишь частный случай. Ну и, в какой-то мере, популяризация этого смысла.

Плюс — это концепция, призванная дать новое понимание авторства в творчестве. Новое отношение и к авторству и к творчеству. И, как я надеюсь, некоторые следствия, выходящие из этого понимания и отношения.

 

*Всем нам хорошо знакомо понятие «автор». А также близкие ему понятия создатель, источник, и прочие. Но под каждым из этих слов подразумевается нечто, противоречащее истине. Каждое такое слово — миф.

В природе не существует никакого автора, который мог бы считать себя единоличным и независимым создателем чего-либо, кроме, пожалуй, единственного такого автора — того, которого называют Богом. Все остальные, по сути, не имеют права называть себя авторами, поскольку на самом деле являются со-авторами.

Автор не более чем кончик пера, последнее звено цепи, часть системы.
Авторов не существует, возможны только со-авторы.

 

*Представим себе писателя Иванова, держащего в руках свою книгу и утверждающего, что он — её автор. В этом не было бы ничего примечательного или «неправильного», если бы в слово «автор» не вкладывался искажённый смысл, неверное понимание.

Авторству придаётся неоправданное большое значение — как самими авторами, так и внешними наблюдателями. Авторы привыкли излишне гордиться своими произведениями, а поклонники их творчества — преувеличивать их заслуги.

Существование автора, вместе во всеми его способностями/талантами/знаниями/опытом/и т.д. считается необходимым и достаточным условием для появления произведения. Необходимым — возможно, но точно не достаточным.

*

На самом деле, за тот факт, что мы держим в руках книгу Иванова, мы должны быть благодарны далеко не только ему одному. Во-первых, когда Иванов только родился на свет, и ещё не мог даже говорить, не то что писать книги — уже тогда существовал наш язык. Алфавит был придуман задолго до его рождения, слова и выражения обрели свои смыслы уже тогда, когда самого Иванова ещё не было. Значит, его книга появилась уже не только благодаря одному только ему, но как минимум, благодаря также создателям алфавита и языка. И не только создателям, но и тем, кто хранил и передавал из поколения в поколение эти навыки общения, это средство обмена информацией.

Во-вторых, кроме того, что до него уже существовало средство общения, с помощью которого Иванов излагал свои мысли, необходимо было также, чтобы и сам Иванов освоил это средство, этот язык — научился читать, писать, доступно излагать свои мысли. Значит, следующими со-авторами его произведения были учителя, авторы учебников, и вообще, все люди, формирующие и поддерживающие систему образования в целом.

В-третьих, книга стала доступна широкой публике (вместо того, чтобы Иванову лично пришлось пересказывать её каждому желающему) благодаря наличию технологий печати, производства бумаги, распространения книг и т.д. Без всего этого не было бы никакой возможности кому-либо стать «знаменитым автором бестеллеров», поскольку и самих бестселлеров не существовало бы.

В четвёртых, кроме создателей, продолжателей и нынешних рабоников всех этих сфер, в соавторстве у Иванова сама Природа, дающая необходимые материалы для создания бумаги, типографских красок, переплёта и т.д. Но и это ещё далеко не всё, хотя уже сейчас в соавторстве с Ивановым огромное количество людей, и не только людей.

В пятых, на время написания книги кто-то обеспечивал Иванова всем необходимым для его жизнедеятельности и даже творчества — пищей, кровом, одеждой, свободным временем.

Здесь можно сказать, что Иванов «покупал» все эти возможности, обменивая на универсальное обменное средство — деньги — свои способности писателя, а с помощью денег уже обеспечивал себе всё необходимое. Но даже если так, ведь необходимо ещё, чтобы всё это существовало, чтобы было что покупать. Ведь могли бы быть деньги для покупки пищи, но никто не производил бы этой самой пищи — не был заинтересован или не имел возможности, и тогда Иванову, выбросив бесполезные деньги, пришлось бы идти в лес охотиться, вместо того, чтобы писать очередную главу своего бестеллера.

В шестых, если бы Иванов родился на необитаемом острове, то даже в том случае, если бы он каким-то чудом выучил язык и у него даже был бы печатный станок, ему попросту не о чём было бы писать свою книгу, или же выбор тем для неё был бы очень ограничен. Книга же нашего Иванова — о людях, о каких-то историях, происходящих с ними, об их отношениях. Всё это было написано на основе каких-то впечатлений, его прошлого опыта, встреч, событий, свидетелем которых он оказывался, и т.д. — а в этом уже принимали участие все люди, вещи и события, которые хоть как-то соприкасались с его жизненной линией. Все они каким-то образом влияли на него. Со-авторов стало ещё больше.В-седьмых, даже сама планета способствовала написанию этой книги! Ведь у Иванова были достаточно комфортные условия, для того, чтобы заняться творчеством — он не страдал от удушья, не замерзал, ему не приходилось прикладывать неимоверных усилий, чтобы двигаться и так далее. Таким образом, даже наличию кислорорда, Солнца, воды и т.д. — приемлемым для жизни условиям существования на этой планете, тоже стоит быть благодарным.

 

Как мы видим, с учётом всего этого, даже грубого и обобщённого, сам Иванов уже далеко не является достаточным условием для появления книги. Значит он не может и считаться её единоличным автором, создателем. Не лишним будет вспомнить даже родителей Иванова, которые, может быть, совсем ничего не смыслят в прозе и не могут даже связно выражаться, но тем не менее, позволили ему существовать, обеспечив его рождение, воспитание, поддержание жизни в нём — и, в том числе, благодаря всему этому, появилась в последствии его книга.А что же до всех остальных и всего остального, никак, вроде бы, не помогавших Иванову в его творчестве? Они тоже — соавторы, даже если никаким образом не заняты в типографской прмышленности, или поддерживают традиции другого языка, и может быть даже вообще — живут на другой планете. Каким же образом тогда они могли бы способствовать появлению книги? Очень просто — не мешая.

Назовём их «всем остальным и всеми остальными», и так же включим в наш список соавторов, потому что, на самом деле, их вклад тоже очень важен. Например, никак, казалось бы, не занятый, в столь уже «многоролевом» создании книги Петров — занимался в это время, скажем, собиранием марок, и никак не учавствовал в какой-либо «общественной жизни» или производстве. За что же спасибо говорить ему? — За то, что он, вместо того, чтобы собирать свои марки, не решил в один прекрасный вечер ограбить или убить Иванова, или даже просто — отвлечь его или испортить ему настроение. Петров не стал вором или убийцей, а стал собирать марки, и этим — содействовал. Другие — те, кто уже является «преступниками» — не стали нападать на Иванова и нашли себе какие-то другие цели.

Третьи, четвёртые, пятые и т.д. — не стали отвлекать Иванова; заражать его болезнями; сбивать его на машине; ронять ему на голову кирпич со стройки; ошибаться, выписывая рецепт; кормить его булками, в которые вместо соли случайно был насыпан мышьяк; и так далее, и тому подобное. Даже те, кто, возможно, живёт на других планетах, не стали нападать на Землю, и сами звёзды и кометы не стали на неё невовремя падать, разрушая её и не позволяя Иванову закончить его книгу.

 

Поэтому, ответ на вопрос «плюс что?..» таков — ВСЁ. Абсолютно все и абсолютно всё. В написании Некто+ всё приплюсовываемое начинается сразу за знаком «+» и распространяется от него во все стороны, во все пространства и измерения, поскольку нет ничего такого, что не было бы соавтором чего-бы то ни было, создаваемого в нашем мире.

В конце концов, всё это сведено в единую живую систему и некоторым образом уравновешено, таким образом, вся эта Система целиком — включающая в себя всю планету, всё человечество, всю культуру, науку, промышленность, условия среды, политическую обстановку, даже расположение и свойства близких и далёких звёзд — весь Космос — всё это вместе, как некая Система — и является истинным и полноценным автором возникшего произведения. Можно называть эту Систему Богом, Универсумом, Космосом, Всем Сущим, Вселенной — чем угодно, суть от этого не меняется. Иванов же — кончик пера, последнее звено цепи, часть системы. Иванов — со-автор.

В приведённой выше цепочке я намеренно не использовал самую очевидную связь (наследие предшественников той же области деятельности), поскольку эта очевидность могла бы стать плохой почвой для понимания истинных мастшабов существующих взаимосвязей.

*Для чего же нужна эта концепция Плюса, ведь можно сказать, что по большому счёту, от такой перестановки акцента ничего не меняется? Но, на самом деле, перестановка акцента необходима, ибо сейчас центр его тяжести неоправданно и значительно смещён в сторону личности автора. Возвращение же к «Целому», упоминание о нём и утверждение за ним истинного и первичного авторства, имеет некоторые немаловажные следствия:



Следствие первое: Стирание границ между «авторами» и «пользователями»:
То есть, понимание авторства в его истинном свете — как «доли участия», как «со-авторства», должно способствовать становлению новых авторов. Ибо сейчас существует определённая дистанция между авторами (одарёнными, способными, талантами, гениями и т.п.) с одной стороны и «обычными людьми»с другой, а также традиция возведения первых в ранг «идолов», в результате чего для человека, привычно считающего себя «обычным», творчество представляется чем-то невероятно сложным, мистическим, лежащим за гранью возможного. Понимание же того, что роль личности «идола»-автора не так велика, как это представляется, может помочь решиться стать новым «источником» — новым «кончиком пера», со-автором Целого.

Следствие второе: «Анти-эгоистическое» воздействие:

Как мне кажется, концепция Плюса способна также повлиять на уже существующих и будущих авторов и тем, что снижает жизнеспособсность таких разрушительных чувств как гордыня, чувство превосходства, зависть, ревность, и т.д., которые проистекают из иллюзии единоличного «обладания» всеми «заслугами», из преувеличенной значимости своего участия в процессе «появления нового» — Творчества.

Также концепция может способствовать освобождению авторов от излишнего отождествления себя с процессом и результатами их творчества, равно как и с заслугами и общественным мнением.



Следствие третье: Повышение «эффективности» или «качества» творчества:

 

Со-действие «Системы» ( Целого / Всего ) может стать двусторонним /активным /сознательным, что может положительно повлиять на качество создаваемого. Если автор, воспринимающий свою собственную значимость «гипертрофированно», преувеличенно, не склонен принимать какую-либо помощь от окружающих (окружающего), боясь тем самым, «поделить» с кем-либо или чем-либо своё «авторство», одновременно эту свою значимость уменьшив — то автор, отдающий себе отчёт в том, что он лишь пиковая точка процесса, что его творчество — результат последовательности, совокупности множества событий и процессов, прямо или косвенно влияющих на его творчество — может более внимательно «всматриваться» в окружающую действительность, с целью обнаруживать такое содействие и использовать его во благо создаваемого им. Автор, склонный видеть себя «замкнутой системой», «единственной причиной», будет стараться «добыть» материал «из себя», «выжать» его «из ума», противясь всякой помощи «извне». Казалось бы, такое возможно, но на самом деле, даже в случае максимальной внешней изоляции, творчество не может рождаться исключительно в человеке — нечто новое приходит через человека из «иных измерений», «ноосферы», «космоса» — я не знаю ни как это точно назвать, ни как это обосновать столь же успешно, как всё сказанно выше, поэтому это упоминание здесь присутствует только в качестве отступления. Возможно, придёт время поговорить об этом отдельно. Пока же я сам убеждён, что человек в творчестве является лишь «каналом», а его вклад (конечно же, неоспоримый) в это творчество — это его индивидуальность. (Впрочем, в формировании этой индивидуальности также учавствует всё «внешнее», с чем человек имеет дело в процессе своего развития.)

Одним словом, человек, стремящийся к «замкнутости», стремится также и к неудаче,
и напротив, стремящийся к открытости, стремится к успеху.

Возможны также и другие следствия.

*

Концепция Плюса не направлена против сложившейся политики авторских прав или размера существующих гонораров. Цели другие — увеличить «качество» и «количество» Творчества, развеяв препятствующие этому мифы.

Так же, данный текст не является призывом буквально добавлять к своим фамилиям и псевдонимам приставку «+», 🙂 — конечно, вы можете это сделать, при желании, но главное это прежде всего понимание. Кроме всего прочего, это может быть также понимание того, что всё в мире взаимосвязано и нет ничего «отдельного».

Творческих Успехов!

R+

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][/vc_column][/vc_row]

Верь в Себя, Ты можешь Всё !

logo_metod_minilogo_min

Есть контакт !

Подпишитесь на НОВОСТИ САЙТА

Яндекс.Метрика